Организм лошади представляет собой сложную, единую биодинамическую систему, все звенья которой способствуют совершению движении. При движении происходит постоянное перераспределение ускорений между всеми частями организма лошади. Для совершения интенсивных движений важное значение имеют усилия не только собственно локомоторного аппарата, но и других подвижных частей тела, в первую очередь головы и шеи лошади.
Скрытый текст Мы часто видим, как на финише скачки жокей «качает», то есть в соответствующем ритме стимулирует движения головы лошади «вверх-вниз», что существенно помогает усилиям корпуса и конечностей. При беге лошади резвой рысью сложные движения головы не только «вверх-вниз», но и «влево-вправо» способствуют ритмической деятельности сгибателей и разгибателей ног.
В конце прошлого века голландский ученый Магнус установил, что положение конечностей зависит от положения головы по отношению к туловищу. Помимо биомеханической стороны явлений, то есть непосредственного влияния импульса движения той большой массы, которая сосредоточена в голове и шее лошади, решающее значение имеют рефлекторные связи через центральную нервную систему. На рысистых лошадях они были детально изучены С. Д. Гайдабуровым. Он установил, что разгибание поднятой головы в затылке ведет к повышению разгибательного тонуса передних и уменьшению тонуса задних конечностей. При разгибании в затылке опущенной головы повышается разгибательный тонус всех конечностей. При повороте головы направо усиливается разгибательный тонус конечностей той стороны, в которую повернута голова. Таким образом, с помощью поводьев можно воздействовать на разгибатели передних или задних конечностей, усиливая или понижая их деятельность путем определенного положения головы.
Особое значение движения головы и шеи имеют при подготовке и свершении прыжка лошади. Опущенная голова дает возможность сгруппироваться корпусу и конечностям лошади для сильного толчка. Энергичный взмах головы вверх способствует созданию импульса движения, необходимого для преодоления препятствия.
Когда лошадь находится в полете над препятствием, она представляет собой замкнутую биодинамическую систему, то есть такую, которая не получает извне дополнительных сил, возникающих при отталкивании от чего-либо. Во время полета перераспределяется и рационально тратится тот запас кинетической энергии, который был получен при толчке. Однако в замкнутой системе может возникнуть реактивная сила, несущая дополнительный импульс движения. Когда плечевой пояс уже прошел над препятствием, тазовый обычно еще находится много ниже необходимой высоты. В это время лошадь активно «бросает» голову вниз, в результате чего в системе, как в целом, возникает сила «отдачи», направленная противоположно, то есть вверх. Эта реактивная сила помогает получить дополнительный импульс движения и конечностям тазового пояса становится легче пройти над препятствием. При закреплении головы в высоком положении, лошадь, как правило, совершает повалы препятствий, причем наиболее часто задними ногами.
В следующей фазе (приземления) движение головы вверх способствует разгибанию передних конечностей лошади для своевременного соприкосновения с грунтом. Движения головы и шеи лошади в микроинтервалах времени корректируют весь биомеханический рисунок прыжка.
Еще сложней и многообразней представляется роль движений головы лошади при выполнении различных элементов выездки. При сборе следует приподнять лошади голову, на прибавленных аллюрах дать возможность ее опустить, и все это диктуется необходимостью переноса тяжести тела лошади в большей степени на передние или задние конечности. Правильность выполнения элементов выездки в решающей степени зависит от правильности положения головы и шеи лошади и от тех движений, которые ими совершаются. Таким образом, навык правильных движений головой и шеей является необходимой составной частью всех двигательных навыков лошади, на которых строятся спортивные упражнения. При скованности шеи у молодой лошади можно рекомендовать работу в руках, но она требует большого опыта и довольно утомительна для тренера и может быть заменена длительными (1— 1,5 часа) проездками под всадником.
При этом лошадь следует буквально сотни раз останавливать, заставлять ее менять аллюр и скорость хода. В процессе занятий надо постепенно уменьшать долю действия поводьев и приучать лошадь слушаться всадника при малейших изменениях положения его корпуса: поясницы, крестца, а также шенкелей.
Следует избегать потери постоянного легкого контакта повода со ртом лошади. Руки всадника должны следовать через повод за движениями ее головы. Когда лошадь уступает всаднику, то последний должен подавать руки вперед. При остановке голова и шея лошади не должны быть заметно подняты. При этом поводья немедленно отпускаются полностью в награду за послушание. Огромное значение имеет способность всадника улавливать перемещение центра тяжести движущейся лошади и сопровождать (опережая) его мягким изменением положения своего тела вперед или назад. Всаднику следует знать, что на натяжение (но не на рывок) поводьев лошадь реагирует вытягиванием головы в противоположном направлении. Задача всадника — стремиться не погасить этот природный дар лошади, что, к сожалению, еще случается при постоянном наборе на себя поводьев и грубой руке, а, наоборот, развивать его. Образно говоря, лошадь должна искать повод, а не повод искать лошадь. Выполняя указанные выше упражнения, всадник не только снимает скованность у лошади, но и учит ее регулировать аллюр, скорость и правильно соблюдать равновесие. Необходимо отметить желательность применения мягкого резинового или обшитого кожей трензеля и работы без мундштука. Совершенно точно установлено, что большинство лошадей охотно берут удила при управлении одной рукой. Лошадь при этом идет более спокойно, выполняя переходы из аллюра в аллюр.
Многие спортсмены и тренеры не придают должного значения свободе и правильности движений головы лошади. Вместо того чтобы систематически шлифовать ее двигательные навыки, добиваясь все более четкого и свободного повиновения, такие всадники приучают лошадь к «дисциплине» различными ремнями, ограничивающими, а подчас даже сковывающими движения головы. Спортсмены должны стремиться не к тому, чтобы «парализовать» шею и голову лошади, а, наоборот, к тому, чтобы максимально развить у нее шейнотонические рефлексы и постоянно пользоваться ими при выполнении спортивных упражнений.
Г. РОГАЛЕВ, И. БРЕЙТШЕР
1984г.