ПСИХОЛОГИЯ, ВОСПИТАНИЕ И ВЫРАБОТКА РЕФЛЕКСОВ У ЛОШАДИ Лошадь на протяжении своего развития как вида приобрела целый ряд наследственных привычек, инстинктов, которые определяют ее поведение и поэтому должны учитываться при обучении. Проявление этих инстинктов может несколько различаться у отдельных животных, но в основе они у всех лошадей одни и те же.
Наследственные стереотипы поведения лошадей и реакции их органов чувств своеобразны.
Органы чувств. Лучше всего у лошади развито чутье. Можно наблюдать, как в новой обстановке лошадь все обнюхивает, словно ориентируется с помощью носа. Сильнейшее отвращение вызывает у нее запах крови и падали. Это рудиментарный инстинкт, оставшийся с времен живших на свободе диких лошадей, поскольку для них такой запах означал приближение врагов. К сожалению, прекрасно развитое чутье практически нельзя использовать в подготовке лошади для спорта. Но способность эта может проявиться самым неприятным порой образом, когда лошадь начинает враждебно относиться к кузнецу или ветеринару, запомнив их по запаху.
Лошадь всегда сначала обнюхивает корм и воду. Плохо пахнущий корм она даже не тронет, хотя человек может вовсе не уловить никакого запаха. Гораздо лучше, чем у человека, у лошади развит слух. Она улавливает очень тихие шумы и пытается воспринять их более отчетливо, поворачивая в соответствующую сторону уши. Каждый может убедиться, придя в конюшню, на какой тихий голос реагирует лошадь. Как было установлено с помощью телеметрических приборов, внезапные громкие, непривычные звука могут вызвать у лошади нарушение кровообращения. Поэтому понятно требование никогда не кричать на лошадь, а также избегать лишнего шума в конюшне и во время работы.
Глаза не имеют для лошади такого исключительного значения, как для человека. Очевидно, что на дальнее расстояние лошадь видит плохо. Зато она хорошо видит вблизи и в темноте. Лошадь редко оступается или попадает ногами в ямки, если всадник дает ей возможность самой выбирать дорогу. Как показали эксперименты, лошади могут различать цвета. Правда, еще не выяснено, до какой степени им это удается. Доказательством того, что цвет оказывает на них определенное психическое воздействие, служит часто наблюдаемое нежелание многих лошадей прыгать через стенки серого цвета.
Расположение глаз на голове лошади делает очень широким угол обзора. Недостатки зрения обнаруживаются, когда лошадь часто пугается предметов, лежащих на земле, косо прыгает и при галопировании держит голову набок.
Скрытый текст
Почти каждый всадник имел возможность убедиться в том, что лошади очень точно видят то, что находится или происходит перед ними, и могут очень внимательно за этим наблюдать. Однако опыты показали, что лошадь скорее воспринимает крупные предметы, чем мелкие детали. Поэтому она очень точно узнает халат ветеринара или фартук кузнеца - разумеется, в этом участвуют и другие органы чувств, - но гораздо слабее воспримет черты их лица.
Слух и зрение, а также воспоминание об ощущениях, полученных с их помощью, играют большую роль при воспитании лошади.
Чувствительность кожи (тактильная чувствительность) развита очень хорошо, как у всех животных, ведущих ночной образ жизни. Этим фактором пользуется всадник, применяя средства управления, которые без такой чувствительности нельзя было бы постепенно делать все более тонкими.
Стереотипы поведения у лошади врожденные, но с помощью воспитания их можно модифицировать. Эти перемены будут касаться, однако, лишь данной конкретной лошади и не передаются по наследству.
Поскольку, живя на воле, лошади плохо могли защищаться от врагов, они от них убегали. Выработанная в течение тысячелетий реакция на грозящую опасность сделала лошадь весьма пугливой. Это надо учитывать при работе с ней, особенно при знакомстве с чем-то новым, могущим показаться лошади опасным, например уличным шумом, быстрым движением, хлопающими флагами, громкой музыкой.
Если лошадь не видит возможности спастись бегством, она отбивается задними ногами. В естественных условиях кобылы, защищая жеребят, становятся в круг головами внутрь, а жеребец-вожак бегает вокруг этого кольца. Кобылы в случае опасности защищаются от врага, как правило пуская в ход задние ноги, а жеребцы чаще пользуются передними копытами и зубами.
Конюшня заменяет лошади табун, давая ей необходимое ощущение безопасности. Поэтому, например, в случае пожара лошадь бежит обратно в горящую конюшню, и лишь с большим трудом удается вывести ее оттуда.
При плохой погоде лошади поворачиваются к ветру своей наименее чувствительной задней частью.
В условиях жизни на воле навоз является для лошади своего рода опознавательным знаком и ориентиром для соплеменников. Она никогда не будет стоять над оставленной ею кучкой. Поэтому если навоз долго не убирать из денника, он может стать причиной беспокойства и нервозности лошади.
Потребность в ориентировке, которая кажется людям любопытством, очень сильно выражена у лошади. Она служит для приобретения индивидуального опыта (условных рефлексов) и должна учитываться при обучении. Необходимо давать животному возможность ознакомиться с новой обстановкой или предметами.
Лошадь - стадное животное. Она признает человека, особенно своего постоянного конюха и всадника, как некую замену своих соплеменников. На этой основе рождается доверие у лошади к всаднику, что является необходимым условием успеха в работе.
Человек должен поставить себя так, чтобы лошадь признала его в качестве старшего, главного. Отсюда вытекает требование вести себя спокойно, обдуманно, в случае необходимости энергично и никогда не заигрывать с лошадью.
У лошади превосходно развивается чувство времени. Каждый всадник знает это по отношению лошади к времени кормления. В определенные отрезки времени лошадь в зависимости от своего индивидуального опыта имеет разный психический настрой. Поэтому нужно строго выдерживать время кормления и тренировок, особенно когда от лошади требуется наивысшее напряжение.
Особенно хорошо у лошади развито умение ориентироваться. Она превосходно запоминает местность, дороги, направления. Это связано с ее прежней кочевой жизнью в степи.
Пороки поведения лошади, особенно те, которые она приобретает в конюшне, не являются врожденным, хотя, возможно, склонность к ним заложена в различной степени наследственностью. При неправильном обращении человека с лошадью эти склонности могут развиться в пороки. Разумное же отношение помогает дурные задатки погасить. И на эту воспитательную работу тренер должен направлять значительную часть своих усилий. Не нужно путать такие пороки с проявлениями сопротивления, вызванными плохим физическим самочувствием, переутомлением либо неправильной работой и недостатком движения.
Наблюдение за поведением лошади дает возможность сделать заключение о ее психическом настрое. Предметом таких наблюдений являются глаза, уши, хвост, голос, фырканье, потоотделение и походка.
По выражению глаз можно составить представление о темпераменте и характере лошади. Спокойно, ясно и добродушно смотрящие глаза - признак хорошего характера. Такие лошади могут обладать темпераментом, но они незлобны. Злобными чаще бывают лошади с маленькими злыми глазками. Если вокруг радужной оболочки глаза выступает значительная полоса белка, это указывает на то, что лошадь очень энергична и порой неудобна в работе.
Беспокойный, замученно смотрящий глаз - признак пугливости. С такой лошадью нужно особенно бережно обращаться, стараясь укрепить ее доверие к человеку, потому что в больинстве случаев пугливость - результат плохого обращения. Иногда пугливое выражение глаз может быть результатом какой-то внутренней боли, особенно если оно не исчезает при хорошем обращении.
Положение ушей - важный признак настроения лошади. Повернутые вперед уши означают ровный настрой. Уши, повернутые назад, указывают на напряженное внимание к находящемуся сзади источнику шума, например всаднику или тренеру. Заложенные назад уши - признак неудовольствия. Животные, которые с самого раннего возраста привыкли к хорошему обращению, здоровы и ежедневно получают достаточное количество движения, такого неудовольствия не выказывают. По положению ушей можно определить, как лошадь реагирует на предъявляемые ей требования. Всадник и тренер должны стремиться сочетать неприятные для лошади упражнения с такой работой, которую лошадь "одобряет".
Прижатые уши всегда означают готовность лошади защищаться, намерение кусать или бить ногами. К такой лошади нужно приближаться очень осторожно.
Спокойно раскачивающийся в такт движениям лошади хвост - безошибочный признак непринужденности хода и хорошего самочувствия. Физическое или психическое напряжение выражается прижатым либо сильно отставленным хвостом. Застоявшаяся лошадь, перед тем как начать "козлить", отставляет хвост. Возбуждение может выражаться и в том, что лошадь даже несколько поднимает хвост кверху. Лошади, которые при движении крутят хвостом ("хвостят"), боятся щекотки, - разумеется, если причиной не является неквалифицированное употребление всадником шпор. Если лошадь начинает "хвостить" во время долгого галопа, это означает, что она устала.
Голос у лошади служит не только для того, чтобы жеребец и кобыла либо кобыла и ее жеребенок находили друг друга. Ржанием приветствуют других лошадей. Остающиеся в конюшне всегда ржут вслед своим сотоварищам, которых ведут на работу. Низким одобрительным ржанием лошадь встречает приятные ей вещи, например воду или корм. Если у нее сильные боли, она может стонать и даже кричать.
Длинное отфыркивание означает, что лошадь освободилась от напряжения, расслабилась и может спокойно приступить к дальнейшей работе. Частое фырканье в сочетании с всхрапыванием при втягивании воздуха указывает на возбуждение при приближении какого-то пугающего предмета.
Пот, выступивший на лошади при отсутствии большого физического напряжения, - признак особого возбуждения. В таких случаях потоотделение сочетается с сильным сердцебиением, ощущаемым всадником, и дрожью во всем теле животного.
Напряженный ход также является признаком нервного возбуждения лошади. Но он может быть обусловлен и недостатком движения.
Как "думает" лошадь? На этот вопрос невозможно ответить, если исходить лишь из законов человеческого мышления. Однако известно, что и человеческое мышление, и поведение животного - результат деятельности нервной системы. Кора головного мозга является тем центром, который руководит всей системой приспособления живого существа к окружающим условиям. Знаниями о том, как протекают процессы нервной деятельности, должен обладать - хотя бы в общих чертах - каждый человек, работающий с животными. Эти знания нужны всаднику и тренеру, которые хотят достичь успеха в своей работе. Можно даже прямо утверждать, что успех приучения и выработки рефлексов у животного зависит от глубины знаний воспитателя о психических процессах, типах нервной деятельности, стереотипах поведения, реакциях этого животного на окружающий мир.
Знакомство с процессом формирования рефлексов у животного делает очевидным тот факт, что животное не может думать, т. е. не в состоянии делать умозаключения такого, скажем, рода: так как я остановился перед препятствием, меня наказали. Животное может связать остановку с наказанием тогда, когда эти события совпали во времени или следовали одно за другим с разрывом не более 5 секунд. Понятие о процессе формирования условных рефлексов лошади не дает рецепта к каждому конкретному случаю. Однако оно дает основу для правильного обращения с лошадью и воспитания ее. И еще оно дает возможность сберечь нервы лошади, что крайне важно для ее использования в спорте.
Все воспитательные меры, строящиеся на рефлекторной основе, должны, разумеется, тщательно продумываться. Не без оснований все авторы пишущие на иппологические темы, требуют, исходя из наблюдений за поведением лошади, никогда не наказывать ее, находясь в гневе или ярости. Зная законы нервной деятельности лошади, можно найти правильные пути к достижению поставленной цели.
Воспитание и обучение. Чаще всего в спортивную конюшню попадают лошади, которые уже прошли основы воспитания и обучения у своего прежнего владельца. Каким было это воспитание, мы можем узнать с полной достоверностью только в редких случаях. Вот почему лучше всего со всей возможной осторожностью самостоятельно проверить уровень полученной подготовки. Главная заповедь при этом - ни в коем случае не перегружать нервную систему молодой лошади неосторожными или чересчур поспешными действиями, поскольку это может привести к долговременным нарушениям.
Следует помнить, что молодая лошадь переживает смену привычной обстановки. Поэтому в первый день по приезде ее нужно оставить в покое, а в последующие 4-5 дней только водить в руках, показывая во время этих прогулок ближайшие окрестности конюшни.
Очень большое внимание нужно уделить переходу лошади на новый корм. Поначалу лучше ограничивать количество овса, но зато давать больше сена (примерно 6 кг). По возможности надо добавлять свежий корм: морковь, траву.
Молодую лошадь должен поначалу обслуживать только один человек. Разнообразное поведение многих людей, даже умеющих обращаться с лошадьми, подвергает нервы молодой лошади большой нагрузке. После того как лошадь пообвыкнет в конюшне, кроме конюха в контакт с ней может вступать только ее постоянный тренер. При любых обстоятельствах следует пресекать попытки других людей заниматься с молодой лошадью и тем более играть с ней. Это может испортить ее характер и приучить кусаться.
Молодую лошадь нужно по возможности разместить в деннике и несколько часов в день держать в леваде, чтобы она не лишалась привычного ей движения и не приобрела от стояния дурных привычек. Идеальными для этой цели являются загончики 3,5 х 7 м, находящиеся прямо у выхода из конюшни.
Приучая лошадь к седлу и уздечке, надо использовать знания о теории рефлексов. Первая связь, которая закрепляется, - "конюх - корм". Если потник, седло, уздечку и другие предметы снаряжения в первый раз в денник к лошади принесет конюх вместе с кормом, то она свяжет эти неизвестные ей предметы с приятным воспоминанием о корме. Постепенно, при постоянном подтверждении этой рефлекторной связи, лошадь привыкает к накладыванию седла (сначала без стремян и подпруги). Через несколько дней можно пристегнуть подпругу и постепенно, незаметно для лошади затягивать ее до нужной степени.
С уздечкой молодая лошадь должна быть в общих чертах уже знакома. Если этот опыт был для нее настолько неприятен, что она сопротивляется надеванию уздечки, то ситуация потребует очень большого терпения: ведь надо будет сначала разрушить уже закреплений отрицательный условный рефлекс, а затем заменить его положительным, что отнюдь не легко. С этой целью можно обертывать трензель маленьким пучком травы, перед тем как вставлять в рот лошади. Точно так же осторожно и постепенно знакомят лошадь со снаряжением для работы на корде.
Лошадь, воспитанная в доверии к всаднику, очень чувствительна к похвале. Всадник не должен упускать ни одной возможности, чтобы дать лошади почувствовать, как он доволен ее поведением. Он может сделать это одобрительными словами, которые сопровождаются оглаживанием или подачей кусочка лакомства, а также дав ей пошагать с отданным поводом (особенно при первом выполнении нового требования) или вообще сойдя с седла и окончив работу.
Своевременно хваля лошадь, всадник формирует в себе необходимый настрой, который является важной составной частью спортивного отношения к лошади. Всадник никогда не должен входить в денник и садиться на лошадь, не запасшись достаточным количеством лакомства. Сахар для этой цели не годится. Лучше употреблять морковь и кусочки хлеба.
Похлопывание лошади ладонью по шее, особенно с поглаживанием, не только выражает похвалу, но и оказывает успокаивающее воздействие. Всадник оглаживает лошадь одной рукой, а повод держит в другой и чуть разжимает пальцы, подчеркивая похвалу очень легкой отдачей повода.
Необходим определенный контроль над тем, как работа влияет на лошадь. Иногда бывает трудно сразу заметить перегрузку. Темпераментные и нервные лошади особенно часто создают у своих всадников иллюзию, будто их просто невозможно утомить. Воспитатель молодой лошади, знающий свою ответственность, непременно заглянет к ней в денник после окончания работы и чистки, чтобы убедиться в ее благополучном состоянии. Он не только обратит внимание на общий вид лошади, но и заглянет в ее кормушку. Признаками переутомления являются апатичная реакция на появление человека, стойка с опущенной головой и вообще любое отклонение от привычного поведения. Если лошадь еще и отказывается от корма, то она просто измучена.
Контролируя самочувствие лошади, тренер должен вовремя обнаруживать у нее травмы. У молодых лошадей часто возникают повреждения в углах рта из-за неправильно подобранного трензеля, а также ссадины на путовых суставах или венчике, которые она сама себе наносит. В этих случаях необходимо немедленное квалифицированное лечение.