Поговорка “Без копыта нет коня” очень уместна по отношению к спортивным лошадям, испытывающим в отдельные моменты, при прыжках, на галопе, огромные—-давление на одну ногу до 800—900 кг— нагрузки. Не требует доказательств, что такие нагрузки могут вынести только лошади с вполне здоровыми копытами. Сохранить же копыта здоровыми невозможно без знаний ухода за ними и ковки. Между тем многие конники — спортсмены и тренеры — считают познание ковки и ухода за копытами уделом кузнецов и ветперсонала, сами в это дело не вникают, вследствие чего их лошади куются, особенно при недостаточной квалификации кузнеца, шаблонно, без учета специфических условий и характера работы. В связи со сказанным мне хотелось, опираясь на опыт своей работы, а также положения, изложенные в “Книге о лошади”, ставшей уже библиографической редкостью, напомнить читателям о сущности и приемах ковки, а также об уходе за копытами спортивных лошадей.
Скрытый текст Ковка лошадей названной категории преследует цели не только предохранения копыт от чрезмерного стирания, но и придания их ногам особой цепкости и устойчивости на всех аллюрах при движении по местности с самым разнообразным рельефом и грунтом. К ковке спортивных лошадей предъявляются следующие основные требования: она должна быть простой; соответствовать назначению лошади для того или другого вида спорта, времени года, почве, на которой лошадь будет работать, состоянию копыт и постановке ног; подкова может выступать из под копыта у зацепной и боковых стенок не более чем на 0,5—1, а у пяточных стенок — не более чем на 1—2 мм, допустимое удлинение подковы от пяточных углов — до 3 мм; перековку производить не чаще одного раза в месяц; подковные гвозди по размерам (номерам) должны соответствовать размеру копыта лошади, величине и тяжести подковы.
Как правило, ковать или перековывать спортивных лошадей необходимо не позже чем за 4—5 дней до соревнований или ответственной работы, так как самое незначительное изменение в ощущении лошади, вызванное заменой изношенной старой подковы на новую, может отрицательно отразиться на успехе выступления.
Подковы спортивных лошадей должны быть легкими, но достаточно прочными, чтобы они не деформировались и не ломались в процессе соревнований. Возможно применение подков из легких сплавов. Чем более резвых движений мы требуем от лошади, тем легче должны быть подковы.
Всякое обременение ног лошади вредно отражается на ее мышечном и сухожильно-связочном аппарате, заставляет лошадь затрачивать лишнюю энергию и может отрицательно сказаться на ее спортивных результатах. Утяжеление подков особенно затрудняет работу мышц у “длинноногих” лошадей.
Для примера приводим значение массы подков в скачке. Если принять мах скакового галопа за 7 м, то при прохождение 1 км лошадь должна будет поднять все четыре ноги 143 раза. При массе четырех подков 600 г лошадь будет вынуждена поднять в быстром темпе свыше 85 кг. В действительности тяжесть этой работы усугубляется еще тем, что подковы расположены на концах поднимающих их рычагов, то есть действуют на более длинное плечо.
Чтобы представить себе влияние дополнительной массы на резвость лошади средних скаковых способностей, достаточно сказать, что при увеличении массы подков на 800 г против массы, которую несут ее соперники одинакового с ней класса, как установлено многолетней практикой ипподромных испытаний, в скачке на дистанцию 2400 м эта лошадь проигрывает им два корпуса.
Ковка лошадей, предназначенных для гладких и барьерных скачек.
При работе по мягкому грунту и наличии у скаковых лошадей здоровых, с крепким рогом копыт их можно подковывать на передние ноги на полуподкову (рис. 1). Задние ноги при этом, как и в большинстве случаев, могут быть нековаными.
Можно также для передних копыт использовать легкие подковы без шипов. Масса каждой из них—всего 80—120 г.
При необходимости скакать по мокрой траве и грязи применяют стальные подковы с трапециевидным сечением, толщиной 4, шириной по верхней поверхности 8 и по нижней 6 мм. В зацепленной части они снабжены шипом в виде тонкой пластинки высотой 8, длиной 25 и толщиной 1—1,5 мм (рис. 2). Пластинка эта отходит вниз перпендикулярно нижней поверхности подковы и не позволяет ноге скользить. На задних подковах во избежание засечек пластинка переносится на внутренний край.
Рис. 1. Копыто, кованное на врезную полуподкову.
Рис. 2. Расположение шипа-пластинки: а — на передней подкове; б—на задней подкове.
Можно также подковывать лошадей на передние ноги на легкие подковы без шипов и отворота. Нижняя поверхность подков до конца ветвей снабжена глубоким желобком с острыми краями. Гвоздевые отверстия пробивают на дне желобка. Задние подковы имеют отвороты и на зацепе и могут быть с наружным пяточным шипом. Такие подковы позволяют лошади чувствовать себя при движении уверенно и экономить силы.
Ковка троеборных лошадей.
При преодолении дистанции около 35 км в современных соревнованиях по троеборью всадникам приходится проходить разными аллюрами несколько отрезков маршрута по местности различного рельефа. Скачка в кроссе и стипль-чезе, особенно в плохую погоду, с многочисленными подъемами и спусками, внезапными поворотами и прыжками, иногда с очень коротких расстояний, не допускает ни малейшего поскальзывания, для чего нужна цепкая подкова. В то же время прохождение по дорогам с каменным и асфальтовым покрытием, каменистым грунтом требует ковки на прочные подковы, которые не ломаются и не деформируются при сильных ударах ногой лошади о камень и асфальт.
Практикуемая ковка многоборных лошадей на так называемые полуямские, ручной выделки подковы, весящие каждая 230 г, с пяточными постоянными шипами, а также на стандартные, машинной выделки подковы с винтовыми пяточными шипами нецелесообразна ввиду того, что и те, и другие, имеющие гладкую зацепную часть, недостаточно препятствуют скольжению, поскольку при опоре лошади во время движения наибольшее давление приходится на область зацепа копыта. Ковка же лошадей на подковы с зацепным шипом опасна, так как лошадь может спотыкаться, особенно на быстрых аллюрах.
Поэтому гораздо рациональнее применять так называемые угольные подковы (рис. 3). Нижняя поверхность их по наружной окружности имеет бортик высотой 10 и толщиной 2,5 мм, ширина ветвей подковы — 14 мм. Для лучшего прохождения по скользкой дороге на бортике наружной ветви можно сделать напильником 4—6 зубцов или заточить края бортика. Масса подковы—180 г. Угольные подковы придают лошади значительную цепкость, устойчивость, держатся дольше, чем обычные подковы с шипами. Для предупреждения засекания ног на задних подковах бортик в области зацепа и внутренней ветви переносится на внутренний край подковы (рис. 3).
Рис. 3. Угольные подковы: а — на переднее копыто — нижняя поверхность; б — на заднее копыто.
Можно рекомендовать ковать многоборных лошадей также на подковы, предложенные ковочным инструктором Н. М. Березовцом (рис. 4). Передняя летняя подкова Березовца, без шипов в зацепной и пяточной частях, несколько утолщена, на нижней поверхности ее в зацепе сделана насечка, а по ветвям до конца их—глубокая дорожка. Масса подковы — 180—200 г.
Рис. 4. Передняя подкова Н. М. Березовца (нижняя поверхность).
Заслуживают внимания подковы, применяемые за рубежом (рис. 5). Они имеют двустороннюю контрбухтовку и сплошную гвоздевую дорожку. Контрбухтовка с обеих сторон подходит вплотную к гвоздевой дорожке, вследствие чего ее края представляют собой острые гребни, придающие подкове значительную цепкость. На подкове два пяточных съемных небольших пульковых шипа. Задние подковы в отличие от передних имеют два отворота в зацепе.
Рис. 5. Правая передняя подкова с контрбухтовой и сплошной гвоздевой дорожкой.
При работе зимой на местности со скользкой поверхностью задние ноги лошадей можно ковать на круглые подковы с тремя невысокими продолговатыми шипами, но с обязательным отнесением зацепных и внутренних шипов на внутренний край подковы. В случае необходимости в каждую такую подкову на наружные ветви можно ввинчивать дополнительно два невысоких пульковых шипа, применяемых при ковке зимой рысаков. Масса передней подковы — 200 и задней —150—180 г. В настоящее время для ковки спортивных лошадей за рубежом довольно широко используют облегченные подковы из стали с небольшими шипами, в центре которых впрессован стержень из особого чрезвычайно твердого сплава.
Подковывание конкурных лошадей
Подковывание конкурных лошадей, предназначенных для преодоления препятствий, имеет свои особенности, вытекающие из характера движений этих лошадей на прыжке, вернее сказать—из взаимоположений ног на прыжке.
Анализируя моменты прыжка, мы видим, что в наиболее неустойчивом положении лошадь находится при изготовлении к прыжку и опускании на землю, то есть когда она максимально сближает все четыре ноги, уменьшая площадь своей опоры. Малейшее задевание при этом одной ногой о другую нарушает равновесие лошади и она падает.
Задние копыта могут задевать ветви подков или мякиши передних копыт, зацепную часть подошвы (или подковы), а иногда и части ноги лошади выше копыт. Возможно также задевание друг друга соседними ногами, то есть передней о переднюю и задней о заднюю. В таком случае удары приходятся по венчику и боковой стенке копыта, выступающим боковым частям подковы или по пяточным частям копыта и подковы. Широкие, выступающие за край роговой стенки ветви подковы, удлиненный зацеп могут способствовать задеванию нога об ногу на прыжке.
Сплошь и рядом на прыжке между телом лошади и верхней частью преодолеваемого препятствия в момент подвисания и в начале опускания остается зазор всего в 1—3 см. Нарушение этого зазора ведет к задеванию препятствия — в подавляющем большинстве случаев копытами — со всеми вытекающими последствиями.
В момент подвисания у большинства лошадей самой низкой точкой согнутых передних ног бывает зацепная часть копыт и только у немногих лошадей—передняя часть путового сустава. Задние ноги все лошади проносят над препятствием с опущенными зацепами копыт.
Из сказанного ясна важность всячески избегать удлинения и уширения копыт подковами. Лошадей для конкуров надо ковать так, чтобы подковы не выступали за край роговой стенки, пяточные ветви скашивают вниз и вперед и не выпускают их дальше заворотных углов.
Толщина ветвей подковы должна быть не толще роговой стенки. При ковке на подковы с пяточными шипами, применения которых желательно вообще избегать для ковки конкурных лошадей, особенно на передние ноги, подковы делаются со скосом, внутренний шип в этом случае лучше всего заменить полозком. На задних подковах делают два отворота, а зацепную часть подковы выковывают прямее, делая так называемый забой {рис. 6).
Рис. 6. Левая задняя подкова с боковыми отворотами
Наиболее отвечающими требованиям ковки на передние ноги конкурных лошадей будут подковы Березовца, а на задние ноги — угольные с двумя отворотами и несколько сниженным бортиком.
Ковку передних ног можно рекомендовать также на утяжеленную скаковую подкову с двумя небольшими шипами, расположенными в средней части ветвей (рис. 7). Хорошую опору для задних ног создает подкова, применяемая в Чехословакии (рис. 8).
.
Рис. 7. Утяжеленная скаковая подкова с двумя небольшими шипами.
Рис. 8. Левая задняя подкова, применяемая в ЧССР
Ковка лошадей, предназначенных для высшей школы верховой езды.
Таких лошадей лучше всего “работать” нековаными и в необходимых случаях ограничиваться ковкой лишь передних ног.
При работе школьной лошади на жестком грунте наиболее желательна ковка на гладкие подковы массой 200 г или на полуподковы. Применять подковы с шипами нежелательно, так как шипы, вдавливаясь в почву, затрудняют выполнение некоторых движений, например пируэтов на галопе.
Можно рекомендовать для ковки школьных лошадей подковы, применяемые в рысистом спорте (рис. 9). Полотно этих подков в сечении имеет полукруглую форму (с закругленной поверхностью). Такие подковы, носящие название полукруглых, не только ускоряют отрыв передних ног от земли, но и способствуют выработке более плавного “округлого” хода передних конечностей.
Рис. 9. Полукруглая подкова.
При ковке лошадей для выездки надо иметь в виду, что путем изменения формы и массы подков, а иногда и формы копыт до некоторой степени можно влиять на движения лошади. Так, утяжеление лобовой части подков и некоторое отращивание зацепа ведут к увеличению выноса ног, потребному на прибавленных шаге и рыси. Расширить узкий ход (на пассаже при этом лошадь “плетет” передними ногами) можно, увеличив массу наружной ветви подковы. Причем конечности будут уклоняться в утяжеляемую сторону. Если у лошади слишком широкий ход, то увеличивают массу внутренней ветви подковы. При этом надо помнить, что нельзя резко изменять форму и массу подков, и приучать лошадей к новым условиям работы следует постепенно.
Ковка лошадей, предназначенных для участия в конноспортивных играх
Ковка лошадей, предназначенных для участия в конноспортивных играх (цхенбурти, пушбол, поло). Этих лошадей целесообразно ковать на угольные подковы с невысокими бортиками. Для предохранения ног лошадей от травм при резких поворотах, пируэтах на галопе, осаживаниях и движениях на всех аллюрах в тесном соприкосновении с другими лошадьми ковка лошадей для спортивных игр на шипы нежелательна.
Ковка лошадей для участия в зимних видах спорта
Ковка лошадей для участия в зимних видах спорта (зимние конкуры, скачки зимой, конно-лыжный спорт). В этих случаях можно применять круглую подкову с пластинкой по форме подковы из белого листового железа, тонкого листового алюминия или другого металла — съемного дна. Пластинка привинчивается к нижней поверхности подковы четырьмя винтовыми шипами, применяемыми при ковке рысаков. Пластинка эта предохраняет от небезопасного прилипания к подошве комков снега,
Рис. 10. Зимняя подкова со съемной железной пластинкой
Можно применять зимой и обычную подкову с пластинкой, которая крепится пяточными шипами, зацепная часть пластинки имеет выступ, входящий под бухтовку (рис. 10). Рекомендуется также делать на зимних подковах кантрбухтовку. Для предохранения копыта от прилипания снега можно рекомендовать предварительное (перед выходом на снежную дорожку) обильное смазывание подошвы копыт мазью, состоящей из равных частей технического вазелина и зеленого мыла.
Ковка засекающихся лошадей.
Специфичность работы спортивных лошадей, движение по пересеченной местности, взаиморасположение ног лошади на прыжке, в скачке, да еще в сочетании с дефектами ковки—все это предрасполагает к травмам (засечкам). Предохранение лошадей от засечек достигается в первую очередь устранением причин, их вызывающих. В большинстве случаев достаточно правильно расчистить копыта, подобрать конструкцию и соответствующий размер подков, правильно их подогнать, хорошо заделать барашки и засекание прекратится.
Но в некоторых случаях для предохранения лошади от засекания приходится применять специальную ковку и расчистку, сущность которых заключается в уменьшении выступающих участков копыта и подковы, которыми лошадь задевает ту или иную конечность. Например, если лошадь задевает соседнюю конечность боковой частью кованого копыта, то подкову в этом месте делают уже и прямее и скашивают вниз и внутрь, закругляя острые края. Если же засекание происходит пяточными частями, то внутренние шипы на подковах скашивают внутрь или переносят на внутренний край. Можно также придать внутренней ветви подковы вид полозка, то есть при выковывании этой ветви ее .поворачивают на ребро, не делая шипа. При засекании передних ног лошади задними копытами укорачивают зацепы последних, делая “забой”, и обязательно переносят передний шип на внутренний край подковы.
Рис. 11. Легкая ногавка из тонкого войлока: а—в развернутом виде, б — надетая на переднюю ногу лошади
К применению ногавок (рис. 11) прибегают обыкновенно в том случае, если приведенные выше меры не дали результата и лошадь продолжает засекаться. Некоторые спортсмены употребляют ногавки с профилактической целью для предохранения от возможных засечек своих лошадей даже с правильной постановкой ног и уверенным ходом.
Когда не удается сразу установить, какой частью копыта или подковы лошадь задевает (засекает) соседнюю ногу, рекомендуется такой простой прием. Место засечки закрывают ногавкой или бинтом, на которые наносят слой вазелина или какого-либо другого жироподобной консистенции безвредного вещества. С одетыми ногавками или бинтом заставляют лошадь двигаться, желательно по кругу, в разные стороны. После прохождения лошадью 2—3 кругов ее останавливают и осматривают копыто. Часть копыта или подковы, которыми лошадь засекается, будет при этом носить следы вазелина.
Подковные гвозди. Для ковки спортивных лошадей применяют гвозди № 4, 5, 6, реже 7 и почти не применяют гвозди № 8 и 9, так как из-за большой величины они нарушают рог. Для расчета необходимого количества гвоздей на перековку того или иного количества лошадей надо иметь в виду, что в 1 кг, согласно общесоюзному стандарту 1217 — 50, содержится гвоздей: № 4—около 345, № 5—323, № 6—276, № 7—244, № 8—189 и № 9—около 164.
Уход за копытами. Во время каждой уборки лошади, а также при выходе на работу и по возвращении с работы следует тщательно очистить копыта от грязи и осмотреть состояние копыт и ковки. Особое внимание должно обращаться на удаление грязи и навоза из стрелочных борозд. Несоблюдение этого положения может привести к гниению стрелок, что в свою очередь может служить причиной атрофии стрелки и последующей деформации копыта.
Очищать копыта следует только тупым железным крючком или деревянным ножом и ни в коем случае не применять для этой цели острых предметов. При очистке копыт нельзя допускать нарушения целости глазури, покрывающей снаружи роговую стенку. Глазурь обеспечивает сохранение влаги в копыте и препятствует ее излишнему проникновению извне.
Хорошее средство сохранения копыт—обмывание их водой, но оно допускается только при температуре воздуха выше "0". После обмывания копыт кожу нижней части ноги лошади, особенно под щеткой, нужно обтереть досуха во избежание появления воспаления кожи (мокрецов).
Полезно также тотчас же после работы лошадей, особенно в летнее время и по каменистому грунту, накладывать на подошвенную поверхность копыта так называемые “подкладки” из глины с уксусом. Для этой цели в глину добавляется (размешивается) винный уксус из расчета бутылка уксуса на 1/2 ведра глины. Это простое средство прекрасно предохраняет от воспаления основу кожи подошвы, или так называемого “нажога копыт”, возникающего при работе по жесткому грунту.
Чрезвычайно важным является сохранение рогом копыта его нормальной влажности. Уменьшение воды в роге ослабляет его, он становится сухим, хрупким и ломким, легко обламывается. Чрезмерная же влажность ведет к мягкости и дряблости рога. При чрезмерном высыхании рога его необходимо размягчить путем накладывания на копыто чистых мокрых тряпок или поставить лошадь на несколько дней на густо разведенную водой глину.
Рекомендуется после увлажнения копыта покрыть роговую капсулу тонким слоем чистого, несоленого и неиспортившегося сала или вазелина — для этого достаточно слегка протереть рог жирной суконкой или тряпкой. Обильное смазывание копыт жировыми веществами, а также дегтем способствует оседанию пыли, грязи и влечет за собой порчу и разрушение копытного рога. Установлено, что опилочная подстилка значительно сушит рог, поэтому в жаркое время года опилки надо увлажнять.
Чрезвычайно важный фактор сохранения копыт — правильная их расчистка, цели которой — удаление отросшего рога и придание копыту формы в соответствии с постановкой ног лошади, создание ровной поверхности для плотного прилегания подковы к копыту, обеспечение распределения тяжести тела лошади равномерно по всей поверхности копыта.
Г. РОГАЛЕВ, ветеринарный врач
1981